Йога сутра Патанджали 3-4 глава

Библиотека Первоисточники по йоге на Главную
С комментариями Сафронова А.Г.

Глава 3
Вибхутипада (глава о силах)

3.1 Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете.
3.2 Непрерывное течение познавания этого предмета есть дхиана.
3.3 Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это самадхи.
3.4 Эти три, /когда в них упражняются/ по отношению к одному предмету, составляют самьяму.
3.5 Достижением этого приобретается свет знания.
3.6 Им следует пользоваться постепенно.
3.7 Эти три ближе (важнее), чем предыдущие.
3.8 Но даже они внешни относительно «лишенной семени» самадхи.
3.9 Подавлением беспорядочных видоизменений сознания и пробуждением контроля и управления, сознание достигает сдерживающих видоизменений, следующих за управляющими силами сознания (т.е. формируется привычка к самоконтролю).
3.10 Течение его укрепляется привычкою.
3.11 Когда убираются разнообразные объекты и сосредотачиваются на одном, эти две силы попеременно то исчезают, то проявляются; читта же подвергается видоизменению, называемому самадхи.
3.12 Читта достигает целостности, охватывая прошлое, настоящее и будущее.
3.13 Далее объясняется взаимодействие дхарм (первичных событий, гештальтов) (шлока сложна для перевода. Данный перевод приблизителен –А.С.).
3.14 То, на что (еще) действует превращение, прошлое, настоящее или то, которое еще должно проявиться, есть условное (т.е. событие которое находится в стадии формирования).
3.15 Последовательность перемен есть причина многообразной эволюции.
3.16 Совершением самьямы над тремя родами изменений приобретается знание прошлого и будущего.
3.17 Совершением самьямы над словом, значением и знанием, которые обыкновенно смешаны, приобретается понимание всех звуков животных.
3.18 Различием впечатлений (в оригинале санскар бессознательных влечений) - знание прошлой жизни (поскольку подсознательные влечения формируются в прошлых рождениях).
3.19 Совершением самьямы над признаками чужого тела - знание его сознания (визуальная психодиагностика).
3.20 Но не содержание чужого сознания, так как оно не было предметом самьямы (таким способом можно читать эмоции и желания, но не мысли).
3.21 Совершением самьямы над формою тела, при устранении способности восприятия образов и отделении способности проявления в глазу, тело йога становится невидимым (выявление и устранение того, что привлекает внимание).
3.22 Карма бывает двух родов, приносящая плоды рано и поздно (созревшая и зреющая).
3.23 Совершением самьямы над дружбою и прочим, приобретаются различные силы (подпитка от чакральных эгрегоров).
3.24 Совершением самьямы над силою слона и т.п., йогом приобретается соответствующая сила.
3.25 Совершением самьямы над тем лучезарным светом (манаса, т.е. разума) приобретается знание утонченного, сокрытого и удаленного (способность к сознательному размышлению над объектами позволяет их познавать).
3.26 Совершением самьямы над солнцем - познание миров.
3.27 Над луной - знание созвездий.
3.28 Над полярной звездой - движение звезд.
3.29 Над кругом пупка - познание телесного организма.
3.30 Над углублением у горла - прекращение голода.
3.31 Над нервом, называемом курма - устойчивость тела.
3.32 Над сиянием около вершины головы - лицезрение сиддхов.
3.33 Над силою пратибха (интуиция) - всеведения.
3.34 Над сердцем - знание мыслей.
3.35 Отсюда возникает приобретение слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния, присущих пратибхе (речь идет о так называемых «тонких органах чувств»).
3.36 Обладание /силами/ достигается через неразличение пуруши и саттвы (т.е. восприятие своего Внутреннего Наблюдателя, как пребывающего в саттве); оно действует на других: самьяма над этим дает знание пуруши.
3.37 Это /сиддхи/ препятствия для самадхи, но они суть силы в земном состоянии.
3.38 Когда причина связи ослаблена, йог, посредством своего знания (механизмов) проявления через органы, входит в чужое тело.
3.39 Победою над током, называемым удана, йог не погружается в воду или болото и может ходить по остриям.
3.40 Победою над током самана он окружается светом.
3.41 Совершением самьямы над отношением слуха к акаше, приобретается божественный слух (имеются в виду «тонкие» органы чувств).
3.42 Совершением самьямы над отношением акаши и тела, йог становится легким как пух и может ходить по воздуху (в оригинале «передвигаться в акаше», т.е. способность к астральным путешествиям).
3.43 Совершением самьямы над внешними реальными видоизменениями сознания, называемыми великой бестелестностью, достигается исчезновение заслоняющего свет (т.е. возникает способность к непосредственному восприятию Абсолюта).
3.44 Совершением самьямы над элементами, начиная с грубых и кончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами.
3.45 Отсюда происходит утонченность и прочее, прославление тела и неразрушаемость телесных свойств.
3.46 Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе, подобной алмазной крепости.
3.47 Совершением самьямы над объектом, знанием, самосознанием и органами чувств постепенно достигается победа над ними.
3.48 Отсюда происходит просветление сознания, сила органов, независимость от тела и покорение природы.
3.49 Совершая самьяму над саттвой, тот, кто различает разум от пуруши (т.е. разотождествляется с менталом (см. Большая медитация Тилопы)), приобретает вездесущность и всеведение.
3.50 Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла (привязанности); он /йог/ достигает кайвалья.
3.51 Требуется полное отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных существ, под страхом возобновления зла (привязанности).
3.52 Совершением самьямы над частицею времени и ее кратными, приобретается распознавание (способность к видению закономерностей).
3.53 То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту, даже то будет распознано вышеуказанной самьямой.
3.54 Спасающее знание есть то знание распознавания (закономерностей), которое обнимает все предметы и все средства.
3.54 Равенством чистоты саттвы и пуруши достигается кавайлья /высшее единство "я" и Абсолюта/.


Глава 4
Кайвальяпада (глава об окончательном освобождении)

4.1 Сиддхи /силы/ приобретаются от рождения, химическими средствами, силою слов, самообузданием или сосредоточением.
4.2 Переход из одного вида (формы существования) в другой совершается через восполнение естества.
4.3 Добрые дела и прочее не суть прямые причины превращений в природе, но они действуют как устранители препятствий к эволюции природы, как землевладелец разрушает препятствия течению воды, которая затем бежит вниз, следуя собственной природе.
4.4 Созданные мнения ( в оригинале читта - «сознания», поэтому я считаю что речь идет о субличностях) произошли только от самости.
4.5 Хотя деятельность разных созданных сознаний (субличностей) различна, они все управляются одним первоначальным сознанием.
4.6 Между различными читтами та, которая достигается через самадхи, чужда желаний (речь идет о формировании устойчивой базовой личности на основе Внутреннего Наблюдателя).
4.7 Дела ни белы ни черны для йогов; для прочих они трояки: белые, черные и смешанные.
4.8 Из этих трех родов дел в каждом состоянии проявляются только те, желания которых свойственны этому состоянию /остальные находятся в это время в бездействии/.
4.9 Есть последовательность в желаниях, даже разделенных видами, временем и пространством, так как существует объединение в памяти и впечатлениях.
4.10 Жажда счастья вечна, а потому желания не имеют начала.
4.11 Так как оно /счастье/ связано причиною, следствием, основанием и предметами, то при отсутствии их само отсутствует.
4.12 Прошлое и будущее находятся сварупе («истинной природе» - т.е. они неподвижны, являются системой координат), меняются (на их фоне) соотношения гун.
4.13 Принадлежа к природе гун, они бывают проявляющимися или тонкими.
4.14 Единство в вещах происходит от единства в изменениях; хотя существуют три элемента /гуны/, но, так как их изменения находятся во взаимной зависимости, то все предметы имеют единство.
4.15 (Даже) При тождественности предметов (их) восприятие отличается, в зависимости от состояния сознания.
4.16 Вещи известны или неизвестны (понятны или непонятны) сознанию в зависимости от окраски, сообщаемой ими сознанию (идентифицирует ли сознание их признаки ).
4.17 Состояния сознания всегда известны, ибо господин сознания (Пуруша –Внутренний Наблюдатель) неизменен.
4.18 Сознание, будучи объектом, не имеет собственного света (сознание не может понять само себя).
4.19 Вследствие невозможности для него познавать две вещи одновременно.
4.20 Если предположить другое воспринимающее сознание, не будет конца подобным допущениям и путанице в памяти.
4.21 Так как сущность знания /пуруша/ неизменяема, то когда мысль принимает ее форму, она становится сознательной (т.е. самосознание осуществляется Внутренним Наблюдателем).
4.22 Получая окраску от видящего, сознание способно понять все (сознание становиться инструментом Внутреннего Наблюдателя).
4.23 Сознание, будучи сложным, своими бесчисленными желаниями действует для другого /пуруши/.
4.24 Восприятие сознания как атмана прекращается для достигшего познания (возникает разотождествление себя – истинного «Я» и своего разума).
4.25 Тогда устремленное к распознаванию сознание достигает предшествующего кайвалье состояния.
4.26 Мысли, возникающие как препятствия этому, являются от впечатлений.
4.27 Разрушаются они тем же способом, как неведение и прочее, как сказано раньше.
4.28 Только достигший правильно различающего знания сущностей и отрекшийся от плодов его приходит вследствие совершенного распознавания к самадхи, называемого «облаком дхармы».
4.29 Этим достигается прекращение страданий и кармы.
4.30 Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится бесконечным, подлежащее же познанию - ничтожным.
4.31 Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как цель их достигнута.
4.32 Перемены, существующие по отношению к моментам времени и воспринимаемые на другом конце ряда, составляют последовательность.
4.33 Устранение в обратном порядке гун, более не являющихся для пуруши побуждениями к действию, есть кайвалья или утверждение силы знания в его собственной природе.

Используются технологии uCoz