Хатха йога прадипика |
Хатха йога прадипика ПРОДОЛЖЕНИЕ | Библиотека | на Главную |
3.70. Эта Бандха, разрушающая болезни горла, сжимает Нади, останавливаетдвижение вниз нектара, текущегоиз отверстия горла, поэтому ее называют Джаландхарабандха.
3.71. Когда Джаландхара выполнена, ни капли нектара не попадет больше вжелудочный огонь (и не сгорит в нем), и дыхание не будет идтинеправильным путем между Нади). 3.72. Плотным сжатием горла две Нади (Ида и Пингала) становятся мертвыми.В горле находится Мадхья (средняя) Чакра, называемая Вишуддха. 16Адхар заИкрываются этой Бандхой. 3.73. Сожми анус, сделай Уддияну, сожми Иду и Пингалу(Джаландхара-Бандхой), заставь дыхание идти верхним путем (черезСушумну). 3.74. Дыхание растворяется (в Сушумне). Так побеждаются болезни,старость и смерть. 3.75. Йоги знают три прекрасных Бандхи, практиковавшиеся великимимудрецами. Этим все Сиддхи даруются .Садхакам (последователям)Хатха-Тантры. 3.76. Божественный нектар, текущий с луны, спускается в солнце. Такстареет тело. 3.77. Есть способ обмануть это <солнце>. Только Гуру обучит ему, Шастрыничего не говорят об этом. 3.78. <Солнце> над пупом, <луна> там, где нёбо. (Их нужно поменятьместами). Это-Випарита Карани и этим не овладеть без Гуру. 3.79. Садхака, практикующий это ежедневно, должен много есть, ибо оноразжигает аппетит. 3.80. Если не соблюдать этого, огонь пожрет тело. В первый деньпереверни голову и подними ноги кверху только на один миг. 3.81. День за днем увеличивай срок. После шести месяцев морщины и седыеволосы исчезают. Тот, кто практикует это три часа ежедневно, побеждаетсмерть. 3.82. Вот Ваджроли. Практикуя это, Сиддхи достигает даже тот, кто живетобычной жизнью, не соблюдая Йаму и Нийаму. 3.83. Для практики Ваджроли нужны две вещи: молоко и желанная женщина. 3.84. Ваджроли состоит в том, что во время полового акта нужноудерживать внутри семя (и не давать ему покинуть тело). Это относится ик мужчине, и к женщине. 3.85. С помощью тонкой трубки медленно вдувай воздух в отверстие члена. 3.86. Так можно научиться втягивать назад семя, изверженное при половомакте, и так сохранять его. 3.87. Йогин, сохранивший семя, побеждает смерть. Смерть-от извержениясемени, от сохранения его-. жизнь. 3.88. Тело йогина, сохраняющего семя, приятно пахнет, и страха смертинет. 3.89. Семя под контролем ума, а жизнь зависит от семени. Так и ум и семязащищены (от старости и смерти). 3.90. Сахаджроли и Амароли - разновидность Ваджроли. Смешай с водойпепел от сожженного коровьего навоза. 3.91. Натри этим тело. При половом акте делай ваджро ли. Это даетсчастье и освобождение. 3.92. Это - Сахаджроли. Лишь йогинам можно доверить это (знание). Онопревращает йогу в Бхогу (наслаждение) и приносит Мукти(освобождение). 3.93. Эта Йога достигается лишь теми, кто мужественен и мудр, свободнымиот зависти. Она не может быть достигнута завистниками. 3.94. Амароли. Секта Капаликов учит, что Амароли - это питье тогосрединного потока, которого достигаешь, покинув один берег реки, полныйгоречи, и не достигнув другого берега, который уже стал ненужным.(Берега реки и срединный поток-здесь явно метафоры чего-то иного.-Прим. пер.). 3.95. Питье Амари, совершаемое ежедневно, соединенное с практикойВаджроли, называется Амароли. 3.96. Семя, разреженное практикой Ваджроли, смешивается с пеплом ивтирается в голову, давая божественное зрение ''(Дивья-дришта). 3.97. Вот Шактичалана. Кутиланги, Кундалини, Бхуджанги, Шакти, Ишвари,Кундали, Арундхати - все это синонимы. 3.98. Как ключ открывает дверь, так йогин с помощью Кундалини открываетдверь к освобождению. 3.99. Парамешвари (Изначальная Богиня, Кундалини) спит, закрывая собойто отверстие, через которое она должна идти в обитель Брахмана (вСахасраре), свободном от всех недугов. 3.100. Кундалини спит выше Канды. Она дает йогину освобождение ирабство глупцам. Кто знает это, тот знает йогу. 3.101. Кундалини описывается, как свернувшаяся змея. Кто заставит еедвигаться вверх, тот безусловно освобождается. 3.102. Между Гангой и Джамной (Идой и Пингалой) есть молодая вдова(Кундалини). Ею нужно овладеть силой, чтобы привести ее к верховномутрону Вишну парам Пада (в Сахасраре). 3.103. Ида-это Ганга, Пингала-это Ямуна. Вдова между Идой и Пингалой -Кундалини. 3.104. Пробудив спящую змею, схвати ее за хвост. Эта Шакти,пробудившись от сна, поднимается вверх Хатхайогой. 3.105. С помощью Сурья (Пингала) сохраняй дыхание согласно правилам иуправляй Шакти (Кундалини) полтора часа, утром и вечером. 3.106. На 12 пальцев выше ануса расположена Канда, Имеющая 4 пальца вдлину. Она круглой формы и покрыта оболочкой, подобной мягкой белойткани. 3.107. Сложив ноги в Ваджрасану, крепко держи их руками и надавливай наКанду. 3.108. Приняв Ваджрасану и заставив Кундалини двигаться, делай Бхастрикуи поднимай ее вверх. 3.109. Сжимай анус, он движет Кундалини. Даже если йогин уже на порогесмерти, он не страшится ее. 3.110. Бесстрашно двигая Кундалини полтора часа, он поднимает ее вверхчерез Сушумну. 3.111. Так заставляют Кундалини держать рот открытым. Прана свободнопроходит по Сушумне. 3.112. Так ежедневно пробуждают Арундхати (Кундалини), которая спит.Этим йогин побеждает смерть. 3.113. Йогин, который привел в движение Кундалини, становитсяобладателем сил Сиддхи. Что еще сказать об этом? Играя, он побеждаетсмерть. 3.114. йогин, ведущий жизнь Брахмачарина и правильно питающийся,достигает совершенства в управлении Кундалини за 45 дней. 3.115. Приведя в движение Кундалини, постоянно практикуй Бхастрику. Тот,кто соблюдает Йаму и делает это, не страшится смерти. 3.116. Нет другого пути к пробуждению Кундалини, кроме очищения 72000Нади. 3.117. Средняя Нади (Сушумна) распрямляется практикой Асан, Пранаямы иМудр. 3.118. Сосредоточив мысль и настойчиво практикуя Самбхави-Мудру и другиеМудры, достигается Самадхи. 3.119. Нет ни земли (Асаны), ни ночи (Пранаяма), ни Мудр без Раджа-йоги. 3.120. Все это делается с сосредоточением мысли. Мудрый не позволяетмысли отвлекаться. 3.121. Эти Мудры даны Адинатхой (Шивой). Тот, кто владеет этим, соблюдаяЙаму, достигает великих сил Сиддхи. 3.122. Кто изучил это от Гуру к Гуру, тот сам становится настоящим Гуруи может быть назван Ишварой в человеческом облике. 3.123. Тот, кто следует указаниям Гуру, тщательно практикует Мудры, тотдостигает Сиддхи и побеждает смерть. 4. Самадхи. 4.1. Я приветствую Гуру (Шиву), благодетеля всех, учащего о Нада, Биндуи Кала. Тот, кто предан Ему, достигает высшего блаженства. 4.2. Сейчас Я начинаю описывать стадии Самадхи, побеждающего смерть,ведущего к блаженству и к растворению в Брахмане. 4.3-4. Раджа-Йога Самадхи, Унмани, Маномани, Амаратва, Лайя Таттва,Шунья, Ашунья, Парама Пада, Аманаска, Адвайтама, Нираламбха,Ниранджана, Дживана Мукти, Сахаджа, Турийя - все это синонимы. 4.5. Как крупинка соли, растворяясь в воде, становится единой с ней, также состояние единства Атмана и ума называется Самадхи. 4.6. Когда Прана и Манас поглощаются и достигается равновесие - это иесть Самадхи. 4.7. Этим уничтожается двойственность, соединяются дживатман иПараматман и все мысли исчезают. Это и есть Самадхи. 4.8. Знающий величие Раджа-йоги достигает знания, освобождения,неизменности и Сиддхи благодаря Гуру. 4.9. Без отказа от мирских удовольствий и без милости Гуру этого недостичь. 4.10. Асаны, Кумбхаки и Мудры пробуждают Кундалини Шакти, и Пранапоглощается в Шунье (Великой Пустоте) . 4.11. Пробудив Шакти, йогин освобождается от действия Кармы и достигаетсостояния Сахаджа-авастха (изначальной естественности). 4.12. Когда Прана движется по Сушумне, тогда ум поглощен Пустотой (Шунья).Тогда йогин свободен от всех цепей Кармы. 4.13. Приветствую тебя, Амара (Бессмертного), победителя смерти, в роткоторого низвергается Вселенная. 4.14. Когда разум успокоен, а воздух движется в Сушумне, тогдадостигаются Амароли, Сахаджроли и ваджроли. 4.15. Как можно достичь знания, если мысли и дыхание не остановлены?Только тот, кто растворил Прану и мысли, достигает освобождения. 4.16. Зная, как ввести воздух в Сушумну, йогин, сидя в подходящем месте,оставляет воздух в Брахма-Рандхре. 4.17. Солнце и Луна управляются днем и ночью, составляющими время.Время побеждается в Сушумне. Храни это в тайне. 4.18. Из 72000 Нади тела две - Ида и Пингала-важные, остальныебесполезные. Лишь Сушумна содержит Самбхави-шакти. 4.19. Вайю вводится в Сушумну тем, кто контролирует свое дыхание и ктопробудил Кундалини с помощью <огня> (в области пупа). 4.20. Когда Прана в Сушумне, достигается Маномани. Все остальное дляйогина ни к чему. 4.21. Управляя дыханием, йогин управляет мыслью. Управляя мыслью, онуправляет и дыханием. 4.22. Две вещи дают жизнь Читте (деятельности сознания)-Прана и Васана(проявленные Кармы). Когда исчезает одно, тогда исчезает и другое. 4.23. Когда мысль поглощается, тогда дыхание останавливается. Когдаостанавливается дыхание, тогда поглощается и мысль. 4.24. Мысль и дыхание родственны подобно молоку и воде. Если дыханиеостанавливается в какой-либо чакре, то там же останавливается и мысль.Когда останавливается мысль, тогда прекращается дыхание. 4.25. Если действует мысль, действует и дыхание. Пока оба неостановлены, продолжают действовать все чувства (Индрии). Толькоостановкой их достигается освобождение. 4.26. Мысль так же неустойчива, как и нектар. Когда остановлен потокнектара, тогда останавливается и мысль-а тогда для йогина, живущего наземле, все становится достижимо. 4.27. О Парвати! Когда нектар и дыхание неподвижны, смерть побеждается. 4.28. Когда под контролем мысль и дыхание, тогда под контролем и семя, итело становится тогда очищенным и здоровым. 4.29. Как мысль - владыка чувств, а дыхание - владыка мысли, так Лайя(растворение) - владыка дыхания. Лайя порождает звук Нада. 4.30. Это растворение можно называть освобождением или не называть еготак, но когда ум растворяется, то переживается экстаз. 4.31. Прекращением дыхания, устранением восприятия (через органы чувств)и остановкой деятельности ума йогин достигает успеха в Лайя-йоге. 4.32. Когда прекращается мышление, это Лайя. Нет слов, чтобы описатьего. Лишь йогины могут постичь это на собственном опыте. 4.33. Я говорю <Лайя> (растворение). Но что такое Лайя? Прекращениедействия Кармы и забвение всех объектов - вот что такое Лайя. 4.34. Все Шастры (учения) подобны легко доступным женщинам, а Самбхавимудра скрыта, как достойная дама. 4.35. Когда смотришь, не мигая, на какой-либо внешний объект, помня приэтом о Брахмане - это Самбхави мудра, самая тайная из всех Вед и Шастр. 4.36. Когда йогин делает так, держа при этом ум и Прану поглощенными,достигается Шунья (Великая Пустота) - проявление великого Шамбху (Шивы). 4.37. Самбхави и Кхечари-разные вещи, но обе дают блаженство, когда умпоглощается в Чит-Сукха Рупа Атмана, (в чистом сознании, подлиннойприроде Атмана), которое - пустота. 4.38. Смотри на свет, немного подняв брови. Это тоже дает состояниеУнмани-авастха (безмыслия). 4.39. Все учения ни к чему для того, кто знает Унмани Авастха,приносящее океан блаженства. 4.40. Со взглядом, устремленным на кончик носа, с устойчивой мыслью, суравновешенными Солнцем и Луной, воспринимай сверкающий свет -первоисточник всех вещей. Это высшая цель, и нет ничего выше этого. 4.41. Не нужно медитировать на Линге (Атману) днем, так же как и ненужно делать это ему ночью; медитируй на нем всегда, не различая нидня, ни ночи. 4.42. Когда дыхание солнца и луны (Ида и Пингала) течет между бровей (вСушумне) - это Кхечари мудра. 4.43. Когда из Иды и Пингалы воздух попадает в Сушумну, он поглощаетсятам. Тогда Кхечари-Мудра устойчива, тогда достигается Сатья (Истина). 4.44. Кхечари-Мудра дает лишенное опоры пространство между Идой иПингалой, которое называется Виома чакра. 4.45. Нектар течет из Сома Чакры. Когда язык повернут вверх изакрывает отверстие горла, Сушумна закрывается. Поэтому Кхечари таклюбима Самим Шивой. 4.46. Когда поток нектара останавливается с помощью Кхечари, это даетУнмани естественно, само собой. 4.47. Междубровье - место пребывания Шивы. Здесь мысли поглощаются. Этоизвестно как Турийя. Кто достиг этого, того не видит царь смерти. 4.48. Кхечари нужно делать, пока не возникнет йогаНидра (<сон йоги>,транс). Кто достиг Йога-Нидра, тот недостижим для смерти. 4.49. Ум в состоянии Нираламбха (без опоры) отрешен от всего. Он подобенкувшину, наполненному и снаружи, и изнутри. 4.50. Без сомнения дыхание поглощается в Сушумне. Тогда дыхание и мысльстановятся неподвижными. 4.51. Днем и ночью практикуй соединение дыхания и мысли. Это приводит ких действительному соединению. 4.52. Насыщай тело нектаром бессмертия - так достигается совершенноетело и великие силы. 4.53. Помести Шакти в мысль, а мысль - в Шакти. Такое сосредоточениедает высшее состояние (Парампада). 4.54. Помести Атму в середину Кха, а Кха - в середину Атмы.Сосредоточься на Кха и не думай больше ни о чем. 4.55. У тебя будет все и не будет ничего. Как капля в океане, ты будешьи полным, и пустым. 4.56. Не думай ни о чем-то запредельном, ни о чем-то личном. Прекративсе мысли, все внешнее и все внутреннее. 4.57. И внешняя Вселенная, и внутренние миры - порождение мысли.Откажись от этого, сосредоточься на том, что не имеет объекта, и ты, ОРама, достигнешь Нирвикальпа (Необратимого) Самадхи. 4.58. Как камфора, тая в огне, становится единой с пламенем, а капляводы едина с морем, так и мысль растворяется в едином Брахмане. 4.59. Все, что видится и воспринимается, способность познавать и самознание - все это мысли. Когда исчезают познающий и познаваемое, тогдаисчезает и двойственность. 4.60. Все во Вселенной - живое и неживое - порождение мысли. Когда мысльдостигается в состоянии Унмани, достигается недвойственность. 4.61. Двойственность исчезнет, когда исчезнут все объекты восприятия.Это Кайвалья. 4.62. Великие учителя указали разные пути достижения Самадхи,постигнутые ими на своем опыте. 4.63. Поклоняйся Сушумне, Кундалини, потоку нектара, текущего с луны,Маномани, Маха-Шакти, Чит-Атме. 4.64. Я даю практику Нада в Анахата чакре, как ее описал Горакшанатх длятех, кто не изучал священные писания и не способен понять истину. 4.65. Шри Адинатха (Шива) дал 250000 путей достижения Лайи. Главный изних - путь Нада. 4.66. Сидя в Муктасане и сделав Самбхави-Мудру, йогин сосредотачиваетсяна правом ухе и слышит там звуки Нада. 4.67. Закрыв уши, глаза, нос и рот, он услышит звук в Сушумне и вАнахата-чакре. 4.68. Арамбха, Гхата, Паричайя, Нишпатти-эти 4 состояния есть во всехвидах Йоги. 4.69. Вот Арамбха Авастха. Брахма Грантха пронизывается Пранаямой, всердце проникает Ананда и в Анахата-чакре слышится звук Нада. 4.70. Когда звук слышится в сердце, тело йогина становится благоухающими недоступным для болезней. 4.71. Вот Гхата Авастха. Вайю соединяется с Нада, войдя в середину(Сушумны). Йогин становится устойчивым в Асанах и знанием он равенбогам. 4.72. Вишну Грантха (в горле) пронзается Праной, Ананда проникает вАти-Шунья (пространство в горле) и слышны звуки, подобные звукамлитавр. |