Хатха йога прадипика
Хатха йога прадипика ПРОДОЛЖЕНИЕ Библиотека на Главную
2.34. Наули-Крийя устраняет вялость желудка, усиливает пищеварение, даетчувство удовольствия и разрушает все недуги. Это самая главная из всехКрий (очищений) Хатха-Иоги.
2.35. Быстро выполни вдох и выдох подобно мехам кузнеца. Это называетсяКапалабхати, и это разрушает все недуги, (возникающие) от слизи.
2.36. Выполнение Шат-карма уничтожает тучность и вялость, и после нихможно легко начать практиковать Пранаяму.
2.37. Учителя (Ачарьи) утверждают, что очищение Нади ''достигается толькоПранаямой и ничем иным.
2.38. Гаджа Карани. Сожми анус, подними апану вверх к горлу, и извергнивсе, что есть в животе. Так Нади (Санкхини) познаются (и очищаются). ВХатха-Йоге это называется Гаджа-Карани.
2.39. Брахма и другие боги Пранаямой победили страх смерти. От негоосвобождается каждый, кто практикует Пранаяму.
2.40. Когда дыхание удерживается, мысль устойчива, взгляд направлен впространство между бровями,тогда нет страха смерти.
2.41. Когда Нади очищены Пранаямой, воздух легко входит в Сушумну ивыходит оттуда.
2.42. Когда Прана легко движется в Сушумне, тогда мысль устойчива. Этосостояние Маномани (неподвижности ума), которое достигается, когда умстановится спокойным.
2.43. Чтобы достичь его, применяют разные виды задержки дыхания.Выполнением этих задержек достигаются силы Сиддхи.
2.44. Вот эти восемь Кумбхак: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали,Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини.
2.45. В конце вдоха делай Джаландхара-Бандху, в конце задержки и вначале выдоха делай Уддияна-Бандху.
2.46. Джаландхара Бандха. Сожми горло и анус. Прана идет черезБрахманади (Сушумну).
2.47. Йогин, направивший Прану вниз и Апану вверх, становится подобным16-летнему юноше, даже если он был стариком.
2.48. Сев удобно, йогин принимает легкую для него Асану и медленновдыхает через правую ноздрю.
2.49. Он задерживает дыхание, пока воздух не наполнит все его тело откончиков пальцев до затылка. Затем он медленно делает выдох.
2.50. Снова и снова должна выполняться эта Сурья бхеда, очищающая мозг,уничтожающая глистов в кишечнике и устраняющая болезни, происходящие отдействия газов.
2.51. Закрой рот, вдыхай через ноздри-воздух идет через горло к сердцу,создавая шум. Это Уджайи.
2.52. Выполни задержку как прежде. Сделай выдох через левую ноздрю. Этоудаляет из горла слизь и увеличивает аппетит.
2.53. Уджайи устраняет все болезни Нади, водянку и расстройство Дхату(кожа, плоть, кровь, костный мозг, жир, семя-7 Дхату). Это нужнопрактиковать при ходьбе или сидя в Асане.
2.54. Вот Ситкари. Вдохни через рот, язык между губами. При этомиздается шипящий звук. Выдох через нос. Делая это, йогин становитсяпрекрасен, как бог любви (Камадэва).
2.55. Йогины поклоняются Ситкари, способной разорвать круговоротперевоплощений. Нет голода, нет жажды, нет лени и сонливости.
2.56. Саттва тела становится свободной от помех. Иогин, практикующийэто, становится владыкой всех йогинов в этом мире.
2.57. Вот Ситали. Высунь язык немного изо рта. Сделай вдох и выполнизадержку. Медленно выдохни через нос.
2.58. Лихорадка, разлитие желчи, голод, жажда, действие ядов и другиеболезни - все это побеждается этой задержкой дыхания, именуемой Ситали.
2.59. Бхастрика. Помести стопы ног на противоположные бедра. Этоназывается Падмасана, разрушитель всех недугов.
2.60. Сделав Падмасану, закрой рот и дыши через нос, ? пока непочувствуешь давление на сердце, горло и мозг.
2.61. Тогда сделай вдох с шипящим звуком, пока воздух не ударит всердце, производя шум, и проникнет в тело и в голову.
2.62. Снова вдыхай и выдыхай, подобно кузнецу, быстро работающемусвоими мехами.
2.63. Держи воздух в своем теле постоянно движущимся (между вдохом ивыдохом). Почувствовав усталость, выдохни через правую ноздрю.
2.64. Когда живот станет полным вдохнутого воздуха, закрой ноздрибольшим, средним и малым пальцами.
2.65. Сделав задержку дыхания по правилам, выдохни через левую ноздрю.Это уничтожает недуги, происходящие от газов, желчи и мокроты иусиливает пищеварение.
2.66. Это легко и быстро поднимает Кундалини, очищает Нади, удаляетзагрязнения у входа в Брахма-Нади (препятствующие вхождению Кундалини вСушумну и ее подъему), и дает удовольствие.
2.67. Бхастрика должна практиковаться обязательно. Она позволяет дыханию(Пране) развязать три узла (Грантхи).
2.68. А вот Бхрамари. Воздух выдыхается с силой, создавая шум, подобныйжужжанию пчелы. Это дает йогину состояние восторга в сердце.
2.69. Вот Мурчха. В конце вдоха сделай ДжаландхараБандху. Медленновыдохни. Это приводит к состоянию Мано-мурчха (остановка потока мыслей)и дает наслаждение.
2.70. Вот Плавини. Наполни легкие воздухом до предела, и ты сможешьсвободно двигаться по воде подобно плавающему листу лотоса.
2.71. Есть три вида Пранаямы: вдох, выдох и задержка дыхания. Задержкабывает двух разновидностей: Сахита (с вдохом и выдохом) и Кэвала (когдавдох и выдох, плавно переходя друг в друга, как бы незаметны).
2.72. Кэвала-кумбхака выполняется без вдоха и выдоха. Таков этот видПранаямы.
2.73. Кто овладел Кэвала-кумбхакой, тот все может в трех мирах. Он можетостанавливать свое дыхание настолько долго, насколько долго можетдлиться Кэвала кумбхака.
2.74. Так достигается Раджа-йога. Этой Кэвала-кумбхакой пробуждаетсяКундалини, а Сушумна становится свободной от всего нечистого.
2.75. Нельзя достичь совершенства в Раджа-йоге без Хатха-йоги и нельзядостичь успеха в Хатха-йоге без Раджа-йоги. Обе они нужны длядостижения Сиддхи.
2.76. В конце Кумбхаки отвлеки мысли от всех объектов. Так йогиндостигает Раджа-йоги.
2.77. Вот признаки успеха в Хатха-йоге: тело становится худощавым, речьубедительной, в сердце слышны звуки Нада, взор ясный, тело свободно отболезней, семя под контролем, аппетит хороший, а Нади очищены.
3. Мудры.
3.1. Как змей Ананта поддерживает Землю со всеми ее горами и лесами, такКундалини поддерживает всю йога-Тантру.
3.2. Когда спящая Кундалини пробуждается благодаря милости Гуру, тогдавсе Чакры и Грантхи пронзаются.
3.3. Прана идет <дорогой Шунья> (Шунья Падави), дорогой Раджа-Патха(Шунья Падави и Раджа-патха - названия Сушумны). Тогда мысльосвобождается от всяких привязанностей (Нираламбха) и смертьпобеждается.
3.4. Сушумна, Шунья Падави, Брахма Рандхра, Маха Патха, Смасана,Самбхави, Мадхья Марга - имена одного и того же.
3.5. Чтобы разбудить богиню Кундалини, спящую у входа в Брахма-Двара,следует выполнять мудры.
3.6. Маха-мудра, Маха-бандха, Маха-ведха, Кхечари, Уддияна Бандха, МулаБандха, Джаландхара Бандха,
3.7. Випарита Карани, Ваджроли и Шакти Чалана - вот эти 10 мудр,побеждающих старость и смерть.
3.8. Адинатха (Шива) дал их и подарил 8 видов божественного богатствамудрости. Они любимы всеми мудрецами и их трудно достичь даже Марутам(Богам).
3.9. Держи их в тайне, как шкатулку с драгоценностями. Никому не выдавайэти тайны, как не выдают никому свои тайны муж и жена.
3.10. Маха-Мудра. Прижми левой пяткой йони (промежность), вытяни впередправую ногу и обхвати ее пальцы.3.11-12. Джаландхара Бандхой сожми горло и удерживай воздух вверху.Как змея, ударенная палкой, выпрямляется, взвиваясь вверх, как палка,(12), так и Кундалини пробуждается и поднимается. Два других Нади(Ида и Пингала) становятся мертвыми, ибо воздух покидает их.
3.13-14. Тогда медленно делай выдох. Великие мудрецы, которые изобрелиэто, назвали это Маха-Мудрой.(14) Маха-Мудра побеждает болезни и смерть. Недаром ее называют <ВеликойМудрой>.
.3.15. Сделай ее, вдыхая через левую ноздрю, потом через правую, такчтобы число выполнений с дыханием через правую ноздрю и через левую былоравным.
3.16. Можно без опаски есть любую пищу. Все, имеющее вкус, или неимеющее вкуса, легко переваривается, а любой яд превращается в нектар.
3.17. Туберкулез, проказа, геморрой, запор и другие болезни побеждаютсяМаха-Мудрой.
3.18. Так описана Маха-Мудра, дарованная людям великими мудрецами. Держиее в тайне, и никому не разглашай.
3.19. А вот Маха-Бандха. Прижми левую пятку к Иони (промежности), положиправую ступню на левое бедро.
3.20. Вдохни, направив взор к сердцу, подбородком надави на грудь(Джаландхара Бандха), сосредоточь мысли между бровями или в Сушумне.
3.21. Удерживай это так долго, как получится, а потом медленно выдохни.Сделай это через правую ноздрю столько же раз, сколько через левую.
3.22. Некоторые считают, что Джаландхара Бандха необязательна и чтонужно делать Джихва Бандху (<замок языка>, прижимание языка к верхнимзубам при за'' держке дыхания).
3.23. Эта Бандха останавливает движение Праны вверх по всем Нади, кромеСушумны, и дарует великие силы Сиддхи.
3.24. Маха-Бандха позволяет избежать смерти, она дает соединение трехНади (Тривени) и ум достигает области Кедар (местопребывание Шивы,чистого сознания, в пространстве между бровями).
3.25. Так же как прекрасная женщина не имеет ценности, если нет мужчины,так и Маха-Мудра, Маха-Бандха не имеют ценности без Маха-Ведхи.
3.26. Вот Маха-Ведха. Сидя в Маха-Бандхе и сосредоточившись, йогинделает вдох. Прана и Апана останавливаются вверху и внизу ДжаландхараБандхой.
3.27. Подняв тело на руках, мягко ударить ягодицами об землю. Воздух,покинув оба канала (Иду и Пингалу), входит в средний канал (Сушумну).
3.28. Солнце, Луна и Огонь (Ида, Пингала и Сушумна) соединяются и этодает бессмертие. Воздух, будучи заперт, становится мертвым(мрита-авастха). Тогда сделай выдох.
3.29. Это Маха-Ведха, дающая великие силы Сиддхи. Она устраняет морщиныи седые волосы - признаки старости. Ее практиковали лучшие учителяЙоги.
3.30. Эти три (Маха-Мудра, Маха-Бандха и Маха-Ведха) должны держаться ввеликой тайне. Они побеждают старость и смерть.
3.31. Их нужно делать каждый день по восемь раз, через каждые три часа.Они создают хорошую Карму и уничтожают плохую. Их практику нужноначинать постепенно.
3.32. Вот Кхечари. Поверни язык назад, в сторону полости черепа.Сосредоточь взор между бровями. Эта мудра называется Кхечари.
3.33. Подрезай (связку под языком) и вытягивай язык, пока он не коснетсяпространства между бровями. Тогда успех в Кхечари будет достигнут.
3.34. Возьми нож, чистый и острый, как лист колючки, и подрежь немного,на волос, связку под языком.
3.35. Затем вотри туда смесь соли и куркумы. Через семь дней опятьподрежь язык на волос.
3.36. Так нужно делать шесть месяцев, пока связка под языком не будетперерезана.
3.37. Перевернув язык назад, коснись им места, где соединяются три Нади(Трипетхи). Так делают КхечариМудру, называемую еще Виома-Чакра.
3.38. Йогин, который повернул язык вверх хоть на полсекунды, побеждаетнедуги, старость и смерть.
3.39. Нет болезни, нет смерти, нет Нидры (сна без сновидений), нетпомрачения ума, нет ни аппетита, ни голода, ни жажды у того, ктопрактикует Кхечари-мудру.
3.40. Тот, кто практикует Кхечари-мудру, не подвержен болезням. Карме идействию времени.
3.41. Мудрецы назвали эту мудру Кхечари, так как ум и язык, достигнувКха, выходит за пределы времени.(<Кха> обозначает одновременно и пространство Брахмана, <эфир> и небо,и нёбо в верхней части рта, которого касается язык, повернутый назад.-Прим. пер.)
3.42. Кхечари-Мудра закрывает отверстие нёба, и семя не покидаетчеловека, даже если он держит в объятиях желанную женщину.
1.43. Повернувший язык вверх, сосредоточив мысли, пьющий Сомарасу(нектар), йогин побеждает смерть за |5 дней.
1.44. Йогин, чье тело наполнено нектаром, не подвержен действию яда,даже если его укусит змея.
1.45. Как огонь не существует без дров, как свет в светильнике несуществует без фитиля и масла, так и душа Джива) не покидает тело, покаона купается в нектаре Луны.
1.46. Он (йогин) может есть мясо коровы каждый день, может пить вино, новсе равно его можно считать рожденным в самом благородном семействе.
3.47. Слово <го> означает язык (коровы). Глотание его уничтожаетвеликие грехи.
3.48. Когда язык входит в отверстие горла, в теле рождается жар, и отэтого поток нектара течет с луны. Это называется Амараваруни.
3.49. Когда язык может пить нектар, который имеет то соленый вкус, тосладкий, то вкус меда, то вкус молокатогда язык закрывает отверстиенёба и побеждает все недуги и старость. Приходит знание Шастр, любоеоружие отвращается, достигаются Сиддхи и бессмертие приходит восемьюпутями.
3.50. Тот, чье лицо поднято, чей язык закрыл отверстие в горле, тотсозерцает Парамашакти (Кундалини), пьет чистые потоки нектара, текущегос луны в 16-лепестковый лотос (в сердце). Он контролирует Прану припрактике йоги, свободен от недугов, живет долго, сохраняет телопрекрасным и нежным, как стебель лотоса.
3.51. На вершине позвоночного столба, внутри его (в Сушумне) есть нектарлуны (Сомараса). Тот, чей ум полон Саттвы, не затемнен Раджасом иТамасом, видит свою собственную Атму. Это - тот источник, из которогоисходят реки (Нади). С луны течет нектар-сущность тела, и здесь находятсвою смерть смертные. Если не практиковать Кхечари мудру, нельзядостичь Кайясиддхи (Сиддхи тела).
3.52. Сушумна - место встречи трех рек,- дает божественную мудрость.Закрыв отверстие горла, познаешь Шунья (великую Пустоту). Кхечари мудрадает совершенство.
3.53. Есть только одно зерно, из которого возникла вся Вселенная; естьтолько одна мудра - Кхечари, есть только один Бог - Ниралабха,(<без опоры>, отрешенность сознания от всех объектов.)есть только одно состояние-Маномани (спокойствие ума).
3.54. Вот Уддияна-Бандха. Так называют ее йогины, ибо практикой ее Пранавлетает в Сушумну.
3.55. Ибо через эту Бандху великая птица Прана непрерывно влетает вСушумну. Поэтому ее называют Уддияна-Бандха.
3.56. Втяни внутренности вверх и вниз от пупа, чтобы они ушли вверх кдиафрагме. Уддияна - тот лев, который убивает слона смерти.
3.57. Тот, кто постоянно практикует Уддияну, как учил его Гуру,становится молодым, даже если он старик.
3.58. Втягивая внутренности вверх и вниз от пупа, за шесть месяцев онпобеждает смерть.
3.59. Уддияна - лучшая из всех Бандх. Делая Уддияну, получаешьосвобождение само собой, без усилий.
3.60. А вот Мула-Бандха. Плотно прижав Йони пяткой, сожми анус и поднимиАпану вверх. Так выполняется Мула-Бандха.
3.61. Сжатием Муладхары Апана, которая внизу, поднимается вверх. Поэтомуйогины называют ее Мула-Бандха (замок Муладхары).
3.62. Прижав Йони (промежность), снова и снова с силой гони вверхвоздух.
3.63. Мула-Бандха соединяет Прану и Апану, Нади и Бинду и дает йогинубезусловный успех.
3.64. Соединением Праны и Апаны уменьшается количество мочи и кала, астарик становится молодым.
3.65. Апана поднимается вверх, достигает Агни-мандалы и пламяразгорается.
3.66. Огонь и Апана соединяются с Праной, чья природа - Огонь. Теплотела становится ярким и сильным.
3.67. Тогда Кундалини, почувствовав жар, пробуждается от сна, подобнозмее, ударенной палкой, шипя и выпрямляясь.
3.68. Затем она входит в Брахма-нади (Сушумну). Йогин всегда долженпрактиковать Мула-Бандху.
3.69. Сожми горло и плотно прижми подбородок к груди. ЭтоДжаландхара-Бандха, разрушитель старости и смерти.

Используются технологии uCoz